Понедельник, 25.11.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Новое на сайте
Новые файлы
Новые статьи

Поледнее сообщение на форуме
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 68
Начало » Статьи » Разное » Учебные материалы
Категории каталога
Медиатека [2] Учебные материалы [1]
Учебные материалы

Сайт образовательного учреждения
Сайт школы, размещен ли он на внутреннем сервере шко­лы или в Интернете, является важным звеном единого ин­формационного пространства учебного заведения.
Web-сайт (Web-узел, веб-сайт) — группа Web-стра­ниц, связанных вместе единой темой, общим стилем офор­мления и взаимными гипертекстовыми ссылками.
Web-страница — документ в WWW («Всемирной пау­тине»), содержащий:
• форматированный текст;
• мультимедийные объекты (графику, звук, видеоклипы);
• ссылки на другие Web-страницы или другие ресурсы Интернета;
• активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.
Некоторые авторы выделяют семь основных типов Web-сайтов:
Сайты пропаганды (Advocacy site): используются для изменения общественного мнения или поддержания ак­тивности. Примерами являются сайты политических пар­тий, сайты различных организаций и т. it.
Коммерческие сайты (Commercial site): сайты, содер­жащие рекламу и информацию о товарах для продажи; сайты служб заказа; сайты, занимающиеся продвижени­ем бизнеса, производства, услуг и т. д.
Информационные сайты (Informational site): предла­гают, как ясно из названия, информацию, статистику, списки, перечни, справочники и другую разнообразную информацию, как, например, сайт Государственного научно-исследовательского института информационных тех­нологий и телекоммуникаций http://www.informika.ru
Сайты развлечений (Entertainment site): предлагают музыку, игры, анекдоты, головоломки, а также новости и информацию об индустрии развлечений. Примерами мо­гут быть сайты музыкальных групп и издателей, телеви­зионных сетей или сайты новых фильмов.
Образовательные сайты (Educational site): если сайт зарубежный, то его адрес во Всемирной паутине оканчи­вается на edu. Такие сайты представляют информацию об образовательных институтах или о школах. В эту группу входят сайты колледжей и университетов, сайты, предла­гающие репетиторскую помощь, а также сайты дистанци­онного образования. Пример: сайт Московского государ­ственного университета http://www.msu.ru
Сайты новостей (News site): предлагают информа­цию о событиях местного, регионального, национального и международного значения, могут быть связаны с печат­ной версией журнала, газеты или с телевизионной переда­чей. Это, например, сайты таких изданий, как Россий­ская газета http://www.rg.ru/, Известия http://www.izvestia.ru/, сайты Интернета или кабельных сетей, например http://www.rbc.ru/
Персональные сайты (Personal site): визитная кар­точка, фотоальбомы и другая персональная информация конкретного человека.
К сожалению, в этой классификации не нашлось мес­то школьным сайтам, которых в последнее время появля­ется все больше и больше. Видимо, они занимают проме­жуточное положение между другими сайтами, но в боль­шей степени их можно отнести к образовательным сайтам.
Если в школе имеется локальная вычислительная сеть или интранет без выхода в Интернет, то школьный сайт можно разместить на отдельном компьютере. В этом случае сайт будет обслуживать внутренние потребности учебного заведения, и его структура и информационное наполнение будут отличаться от сайта, размещенного во всемирной сети. Это не означает, что сайт будет неполно­ценным, просто его содержание в большей степени будет интересно участникам образовательного процесса только данной школы. В этом случае появляется возможность бо­льше места на сайте отводить внутренней жизни школы, как учебной, так и административной, но общие требова­ния к структуре, оформлению и содержанию сайта сохра­няются.
В настоящее время существует несколько сотен толь­ко российских сайтов, не говоря уже об иностранных, ко­торые позиционируют себя как относящиеся к системе образования. Большинство из них — сайты высшей шко­лы. Среднее образование в российском Интернете пред­ставлено в основном Web-страницами школ, созданными чаще всего учащимися, т. е., как правило, непрофессио­нальными разработками. Причем большинство сайтов создается только потому, что «сайты есть у всех». Сейчас Web-сайт нужен иногда просто для престижа учебного заведения.
Такого рода сайты, как правило, ориентированы на внутреннего пользователя и на 80% содержат информа­цию, представляющую интерес для преподавательского состава и учащихся только данного учебного заведения (а также их родителей): новости, историю школы, визитную карточку школы, галерею учителей, каталог образовательных ссылок, учебные планы, справочную информацию (прием в школу и т. п.), сочинения, игры и тесты, школь­ный юмор, интернет-клубы, чат, рассказы, календарь школьника, доску объявлений и т. п.
На некоторых сайтах школ встречаются разделы, в которых можно найти образовательные ресурсы, создан­ные самой школой и даже элементы дистанционного обра­зования. Однако таких ресурсов крайне мало, а их качест­во находится на низком уровне.
Важным для внешнего пользователя является нали­чие на сайтах материалов, непосредственно предназна­ченных для образования по школьной программе или до­полнительных материалов к ней. Такие сайты встреча­ются крайне редко. Некоторые сайты средних учебных заведений являются, кроме того, средой для общения и обмена информацией между школой и учениками, шко­лой и родителями» а также между самими школьниками-К сожалению, на страницах некоторых из них встречает­ся много ненормативной и пограничной лексики, пока­зывающий уровень развития и воспитания учащихся этих школ.
Мало на сайтах авторских материалов учителей, что говорит об отсутствии желания у ведущих преподавате­лей готовить материалы для Интернета, практически полном отсутствии законодательной базы в решении вопросов авторства, оплаты за такие публикации, кроме того, не­хватке времени готовить серьезные публикации и много других причин.
Кроме того, некоторые сайты включают описание окружной системы образования, основные направления развития сферы образования в округе, образовательные программы, планы информатизации, материалы выше­стоящих организаций и т. п., информацию об управлении образованием и его подразделениях, об окружном методи­ческом центре, их адреса и телефоны.
Очень редко можно встретить раздел, касающийся ме­тодологических вопросов образования.
Какие еще разделы желательно размещать на школь­ных сайтах при их создании и развитии?
Раздел для родителей и учащихся. Это наиболее важ­ный раздел сайта, оперативно реагирующий на все изменения в школьной жизни. Изменения в расписаниях, даты каникул и экскурсий, требования к учащимся и ин­формация для родителей. Перечислять всё не имеет смыс­ла, достаточно посмотреть уже существующие сайты дру­гих школ и взять (в смысле структуры и дизайна) наибо­лее интересные варианты.
Кроме того, на школьном сайте в обязательном поряд­ке должны быть документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, права учителя, администрации, зако­ны и постановления об образовании и т. п.). Такие мате­риалы практически отсутствуют на сайтах образователь­ных учреждений.
Раздел «Вопросы и ответы* («горячая линия» с ад­министрацией учебного заведения) позволяет задавать ро­дителям вопросы, касающиеся учебы их детей. При опе­ративной реакции на эти вопросы будут сняты многие острые моменты в отношениях между администрацией школы и родителями.
Новости и представление интересных событий в жизни школы, презентации учащихся, идей, проектов, творчества и т. д. тоже должны найти место на страницах сайта. Такая информация интересна не только учащимся и их родителям, но и выпускникам предыдущих лет, ко­торые еще помнят себя в этой школе.
Сведения об информационном и учебно-методическом обеспечении могут быть интересны не только учителям данной школы, но и их коллегам из других школ.
Поскольку информационные и компьютерные техно­логии появились в школе и работают на образовательный процесс, их серьезное освещение должно найти место на сайте школы. Кроме того, оснащение школы компьютер­ным и телекоммуникационным оборудованием, формиро­вание единого информационного пространства школы бу­дут интересны всем посетителям сайта.
Перечисленные разделы не предполагают обязатель­ной стопроцентной полноты охвата информации, сайт должен наполняться постепенно по мере готовности мате­риалов, а также после специальной подготовки материа­лов к размещению на сайте.
Вот по каким критериям предлагается производить отбор материалов:
• достоверность — авторство материалов, ссылка на ис­точник;
• оперативность — упоминание события в «новостях» должно происходить в течение 2-3 дней, подробное описание в «основном разделе» должно появиться в течение 10-15 дней;
• доступность — публицистический стиль изложения, уместное использование профессиональной термино­логии;
• объективность — отсутствие однобокости, полифония взглядов.
Основные материалы сайта должны быть такими, что­бы они были интересны всем посетителям сайта. Узкие профессиональные проблемы следует обсуждать в закры­тых разделах сайта или на специально организованных конференциях.
Навигация сайта должна быть сквозной, т. е. не должна заставлять посетителя предпринимать многоступенчатые походы по многочисленным страницам, чтобы перейти к другому разделу для поиска нужной информации. Карта сайта, поиск и перечень основных разделов должны быть доступны с любой страницы.
В учебном заведении должна быть создана специаль­ная группа поддержки сайта из учителей и учеников, ко­торые постоянно занимались бы сбором и сортировкой всей информации, которую предполагается разместить на сайте. Возглавлять такую группу должен или заместитель директора по информатизации образования, или, если та­кой имеется в школе, системный администратор.
С увеличением числа разделов и расширением охвата направлений деятельности, возможно выделение закры­тых разделов сайта, обслуживающих профессиональные информационные потребности сотрудников школы — учи­телей, администрации, технических работников, охраны и т. п. Кроме распространения информации эти сайты могли бы существенно расширить существующую практи­ку проведения виртуальных семинаров, «круглых столов», практических конференций, сделав их постоянно действующими и открытыми для пополнения новыми идеями и участниками дискуссии.
Как отмечают авторы различных пособий по созда­нию сайтов, формулировка цели его создания должна вы­глядеть так: «Чего мы хотим добиться с помощью этого сайта», а не так: «Мы хотели бы, чтобы на этом сайте было то-то и то-то».
Вот некоторые советы, которые дает Ю. Залега по со­зданию школьного сайта.
Зачастую сайт замыкается на ту организацию, где он создан, или на его автора. Такой сайт пестрит фотографи­ями директоров, информацией об истории организации (все это вполне уместно на странице «Наша история», но не на главной странице) или фоторепортажами о том, ка­кие кружки, секции есть в том или ином учреждении.
Решите для себя, что вы хотите сказать. При этом по­мните, что не вся информация, которая интересна вам, бу­дет интересна другим пользователям.
Например, вы решили рассказать о своей школе. Это можно сделать так, что у вас появится много новых дру­зей и ваш сайт будет пользоваться большим успехом (если вы расскажете о традициях своей школы, опубликуете уникальные разработки своих учителей), уделите место досугу (предложите различные сценарии вечеров, балов, интересные темы для диспута, выступите организатором какого-либо сетевого проекта и т. д. и т. п.), не просто рас­скажете о достижениях своих учеников, но приведете примеры этих успехов (опубликуете стихи, рассказы, на­писанные вашими учениками, приведете исследователь­ские работы, выступления своих ребят). Странички о ва­шей школе, несущие эту информацию, будут пользовать­ся большим успехом.
Критерием, по которому можно определить, хорошо ли организован ваш сайт, является то, насколько легко пользователи могут получить нужную информацию. При переходе по страницам сайта должно соблюдаться прави­ло двух щелчков (т. е. нежелательно, чтобы посетителю вашего сайта приходилось переходить более чем по двум гиперссылкам, для того чтобы открыть необходимую страницу).
А вот как А. Бабий (NuclearNo.ru), рекомендует пи­сать для Интернета.
Лаконично:
• сам материал не может быть большим. Максимум 5 килобайтов;
• небольшие предложения;
• небольшие абзацы.

Структурированно:
• небольшие главки по 5-6 абзацев. В начале введение, затем оглавление, потом собственно главки;
• отдельные главки (если их много или если они боль­шие) размещать на отдельных страницах;
• использовать маркированные и нумерованные абзацы.
Концентрированно:
• каждый абзац посвящать выражению одной мысли. Что это за мысль, должно быть понятно из первой фразы. О чем статья, должно быть понятно из первой фразы статьи;
• каждую главку посвящать четко очерченной теме;
• из заголовка должно быть ясно видно, чему посвящена главка. То есть заголовок должен являться предельно краткой выдержкой из главки. Первое слово заголовка должно быть максимально информативным.
Объемно:
• можно и нужно использовать гиперссылки внутри текста статьи;
• можно и нужно использовать гиперссылки из текста на предыдущие материалы, материалы по теме и т. д.;
• можно и нужно сделать подборку ссылок на сайты, где содержится дополнительная информация.
Нейтрально:
• удалять превосходные степени и т. п. Это мешает по­льзователю и раздражает его;
• стараться не использовать иронию, каламбуры, под­текст и т. п.
Якоб Нильсен, признанный в мире специалист в обла­сти Интернета, считает, что существуют четыре основные причины, по которым пользователи на одни сайты возвра­щаются, а на другие — нет. Эти четыре фактора — основа хорошего Web-дизайна, поскольку именно этого больше всего хотят пользователи. Они могут быть собраны воеди­но с помощью аббревиатуры НОМЕ:
• высокое качество содержания (High-quality content);
• частые обновления (Often update);
• минимальное время загрузки (Minimal download time);
• простота использования (Ease of use).
Если вы можете обеспечить эти четыре элемента, у вас будет хороший сайт.
Чтобы перейти от НОМЕ-дизайна к дизайну HOME-RUN, добавьте три дополнительных качества:
• соответствие потребностям пользователя (Relevant to user's needs);
• уникальность в Интернете (Unique to the online medium);
• ориентированная на Интернет корпоративная культу­ра (Net-centric corporate culture). Если обобщить информационное наполнение школь­ных сайтов, то его следует представлять следующими бло­ками:
• описание структуры школьного пространства, общие характеристики учебного заведения, его особенности, профиль и т. п.;
• материалы, раскрывающие особенности данной шко­лы: специальные программы, проекты;
• нормативные документы, являющиеся ключевыми для организации школьной работы;
• статистические данные и аналитические материалы, отражающие положение дел в данном учебном заведе­нии;
• материалы, отражающие научную и методическую деятельность педагогического состава, педагогические эксперименты, проводящиеся в учебном заведении;
• персональные материалы дискуссионного, полемиче­ского характера;
• сведения о ходе информатизации и компьютеризации школы;
• базы данных по ученикам и учителям, классам, па­раллелям и т. п.;
• информация по образовательным услугам, предостав­ляемым данной школой.
На школьных сайтах встречается много другой серь­езной информации, которая может быть интересна всем посетителям сайта.
Ниже приведена возможная структура сайта образо­вательного учреждения.
Стартовая страница:
• визитная карточка школы;
• новости и представление интересных событий в жиз­ни школы;
• учебные планы;
• описание структуры школьного пространства;
• общая характеристика учебного заведения, его про­филь, материалы, раскрывающие особенности дан­ной школы: специальные программы, проекты;
• статистические данные и аналитические материалы, отражающие положение дел в данном учебном заведе­нии;
• информация по образовательным услугам, предостав­ляемым данной школой;
• базы данных по ученикам и учителям, классам, па­раллелям и т. п.;
• администрация школы;
• попечительский совет;
• сведения об информационном и учебно-методическом обеспечении школы;
• описание оснащения школы компьютерным и теле­коммуникационным оборудованием, сведения о ходе информатизации и компьютеризации школы;
• описание формирования единого информационного пространства школы.
«Начальники»:
работа начальной школы.
«Середнячки»:
работа средней школы.
«Старшины»:
работа старшей школы.
«Гостиница»:
• музыкальная;
• педагогическая;
• детская;
• творческая.
«Таланты и поклонники»:
• презентации учащихся, идей, проектов, творчества и т. д.;
• «Наши звездочки»;
• информация о выпускниках школы.
«Ученики»:
• календарь школьника;
• изменения в расписаниях;
• даты каникул и экскурсий;
• требования к учащимся;
• «Виртуальный репетитор»;
• «Готовимся к экзаменам»;
• «Творческая мастерская учеников»;
• тесты;
• школьный юмор;
• сочинения;
• игры;
• рассказы.
«Учителя»:
• материалы, отражающие научную и методическую де­ятельность педагогического состава, педагогические эксперименты, проводящиеся в учебном заведении;
• галерея учителей;
• «Творческая мастерская учителей»;
• авторские материалы учителей;
• персональные материалы дискуссионного, полемиче­ского характера.
«Родители»:
• справочная информация (прием в школу и т. п.);
• информация для родителей.
«Задайте вопрос»:
• директору;
• завучу;
• заместителю директора;
• учителю;
• ученику.
Справки, объявления («Напомни мне...»):
• изменения в расписаниях;
• даты каникул и экскурсий;
• даты различных мероприятий;
• интернет-клуб.
Нормативные документы:
документы, определяющие социальные гарантии уча­стников образовательного процесса (права ребенка, родителей, учителя, администрации, законы и поста­новления об образовании).
Чат.
«Наши координаты»:
• как с нами связаться;
• как нас найти.
«Округ»:
• описание окружной системы образования;
• основные направления развития сферы образования в округе;
• образовательные программы;
• планы информатизации;
• материалы вышестоящих организаций;
• информация об управлении образованием и его по­дразделениях, их адреса и телефоны;
• информация об окружном методическом центре, их адреса и телефоны.
Каталог образовательных ссылок.
Дальнейшее развитие сайта может быть связано с раз­личными факторами: с возложением на сайт дополнитель­ных функций, с появлением и оформлением новых ориги­нальных идей, с расширением круга посетителей (т. е. с успешным продвижением), с возможным участием в раз­личных образовательных, в том числе международных, проектах.
«Стремительное возрастание роли Интернета в жизни современного общества и превращение его в средство мас­совой коммуникации заставляет по-новому отнестись к возможности использования всемирной сети в сфере обра­зования», — говорится в концепции создания сайта одно­го из учебных округов.
Создание полноценного сайта образовательного уч­реждения требует усилий всего коллектива школы — и педагогов, и администрации, и, разумеется, учащихся, а не только отдельных энтузиастов-учителей. К сожалению, этого не понимают многие руководители образователь­ных учреждений, в результате в Интернете появляются Web-странички школ, которые трудно назвать сайтами.
Тем не мене, в сети Интернет имеется достаточно бо­льшое число сайтов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и т. п.), которые заслуживают внимания, но на которых подробно останавливаться не позволяет объем книги. Некоторые ссылки приведены в главе «Полезные адреса Интернета».

[1] Статья из книги Б.П. Сайкова «Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство».

Категория: Учебные материалы | Добавил: admin (10.09.2007)
Просмотров: 3059

Форма входа
Случайное фото
Партнеры
РКЦ
ИМС
Мини-чат
Статистика
Copyright Березовский ИМЦ © 2007